Компания Boeing в 2015 г. не привозила на выставку JetExpo свои деловые самолеты. Но в этот раз на статической экспозиции во Внуково-3 можно вновь увидеть BBJ — бизнес-джет, сделанный на основе среднемагистрального пассажирского самолета Boeing 737. Как пояснили ATO Show Observer в российском представительстве Boeing, его фюзеляж соответствует размерности Boeing 737-700 (длина 33,6 м), однако самолет оснащен усиленным крылом и шасси от более тяжелого и большего по размеру 737-800. Эти технические особенности позволили повысить дальность полета BBJ до 11500 км, благодаря чему, например, можно выполнять беспосадочные перелеты Лондон—Йоханнесбург, Париж—Лос-Анджелес или Санкт-Петербург—Владивосток.

Сертификация самолета по стандарту ETOPS-180 (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards) допускает полет с одним выключенным двигателем на протяжении трех часов — возможность столь значительного удаления от запасных аэродромов позволяет выстраивать оптимальный маршрут полета по кратчайшему расстоянию над водными или малообжитыми участками земной поверхности.

Габариты фюзеляжа среднемагистрального самолета обеспечивают комфортные условия полета для 18 пассажиров Boeing Business Jet, индивидуальный интерьер самолета, как правило, включает гостиную, деловой кабинет, спальню с отдельным туалетом и душевой кабиной, салон для сопровождающих лиц и вместительное багажное отделение.

Наряду с глубокой модернизацией магистральных самолетов Boeing 737 в версию MAX, идут работы и над созданием бизнес-джетов BBJ MAX. Эти самолеты, в частности, будут оборудованы новейшими двигателями CFMI LEAP-1B и сдвоенными законцовками крыла, что позволяет сократить расход топлива почти на 15%. Ожидается, что коммерческие поставки BBJ MAX начнутся в середине 2018 г.

Итальянская компания Leonardo-Finmeccanica стала первопроходцем в России в области лицензионного выпуска вертолетов, стартовав со сборки бестселлера AW139 в Подмосковье. О том, как компания намерена развивать это направление, насколько востребованы VIP-вертолеты и о революционном подходе к дизайну интерьеров в интервью ATO Show Observer рассказал региональный представитель Leonardo-Finmeccanica в России и Каспийском регионе Альберто Понти.

— Господин Понти, как вы оцениваете позиции компании в России и странах СНГ в сегменте VIP-вертолетов, изменилась ли ситуация за последние два кризисных года?

— Компания Leonardo-Finmeccanica с каждым годом увеличивает свое присутствие на рынке гражданских вертолетов России и многих стран СНГ — сегодня около 90 вертолетов находятся в эксплуатации, включая серии AW119, AW109, AW139. Несмотря на то что в последние пару лет отмечается небольшой спад в поставках, как и во всей индустрии гражданских вертолетов, мы остаемся признанным надежным поставщиком и партнером в России. Это подтверждается подписанием договора с "Вертолетами России" и "Роснефтью" в конце 2014 г. о региональной сборке вертолетов нового поколения AW189 на совместном предприятии HeliVert. В данный момент дочерняя компания "Роснефти" — RN-Aircraft проводит приемку первых двух AW189. Грядущая поставка первой партии вертолетов AW189, предзаказы новейшего AW169, а также недавняя сертификация AW119Kx и две первые поставки, запланированные на IV квартал этого года, показывают потребность в наших вертолетах, отвечающих запросам нынешнего рынка.

— Когда будет сертифицирован в России AW169? Несколько слов о его футуристическом дизайне от Lanzavecchia+Wai, который был выбран на конкурсе Flydeas for the City?

— В 2017 г. мы планируем сертифицировать AW169, на который уже сейчас есть более 150 заказов, включая твердые заказы, опционы и рамочные договоры. Мы уверены, что в России также есть большой потенциал для новой модели. В перспективе на AW169 будет установлена полная противообледенительная система, что позволит эксплуатировать вертолет в любую погоду, тогда как другие конкурентные модели будут заперты в ангарах.

Упомянутый дизайн интерьера, который получил продолжение в проекте конвертоплана AW609, был прекрасным примером нашего устоявшегося подхода к индивидуальным решениям, которые десятилетиями испытывала и создавала наша компания. От проверенных авиационных производителей интерьеров до собственных разработок, от известных модных домов до молодых дизайнеров, которые обычно работают в других сферах. Такой подход позволил нам предложить огромное количество интерьерных решений клиентам, которые понимают, что могут приобрести собственный эксклюзивный вертолет.

— AW189 создан для решения нефтегазовых задач, но как вы оцениваете его перспективы на рыке VIP- и корпоративных перевозок в России и СНГ?

— Как я говорил выше, в России и СНГ, бесспорно, существует потребность в AW189. RN-Aircraft рассчитывает получить 30 машин, а в целом компания запланировала поставку до 160 вертолетов к 2025 г. AW189 был сконструирован в соответствии с требованиями глобального рынка, предъявляемыми к дальности и времени полета. Именно поэтому он отвечает всем потребностям заказчиков не только при обслуживании морских буровых платформ, но и при проведении поисково-спасательных операций, пожаротушении, а также выполнении VIP-перевозок по всему миру.

Что касается регионального производства, то вслед за заказом на 10 AW189 от RN-Aircraft компании Leonardo-Finmeccanica, "Вертолеты России" и "Роснефть" в июне этого года объявили о подписании договора на последующую продажу дополнительных 20 бортов с поставкой начиная с 2018 г. Три из этих вертолетов будут произведены в Италии, а 17 — на подмосковном заводе HeliVert. В 2015 г. стороны также договорились о поэтапной реструктуризации HeliVert. Его активы будут перераспределены следующим образом: 40% Leonardo Helicopters, 30% "Вертолетам России", 30% "Роснефти". Наше партнерство лишний раз показывает, что компания Leonardo настроена улучшать сотрудничество в производственной сфере со своими российскими партнерами.

— Как вы оцениваете перспективы вертолетов Leonardo Helicopters на российском рынке в ближайшие 10 лет?

— Компания Leonardo уверена, что в России есть большой потенциал для гражданских вертолетов, этому рынку нужны все более современные и безопасные конструкции для эксплуатации в суровых условиях и замены стареющего флота национального производства. Эксплуатация в нефтегазовой сфере набирает обороты, для этих нужд требуются такие вертолеты, как AW189, отвечающие самым строгим стандартам безопасности. Сфера медицинской эвакуации нуждается в легких машинах AW169. Мы рассчитываем на более тесную работу с клиентами и партнерами, чтобы выполнить поставки большого количества вертолетов нового поколения до 2025 г. Наша сеть сервисных центров постоянно растет, что значительно повышает комфорт эксплуатации вертолетов.

Во второй день выставки деловой авиации JetExpo 2016 на статической экспозиции в московском аэропорту Внуково-3 неожиданно оказался магистральный самолет Boeing 747-400 авиакомпании "Россия". Воздушное судно с бортовым номером EI-XLD получило необычную ливрею — на носовую часть самолета нанесено изображение морды тигра. Машина была покрашена в Риме на мощностях технической службы итальянской авиакомпании Alitalia, рассказал представитель "России". Таким образом перевозчик поддерживает кампанию по защите амурских тигров, подчеркнул он.

18-летний самолет стал шестым ВС этого типа в парке санкт-петербургской авиакомпании, входящей в группу "Аэрофлот". Самолет оснащен двигателями CF6-80C2B производства GE. Он имеет компоновку, расчитанную на перевозку 522 пассажиров – 12 в бизнес-классе и 510 в экономическом. Кресла бизнес-класса, расположенные на верхней палубе воздушного судна, имеют коконную конструкцию и раскладываются в горизонтальную кровать (full flat). Также на верхней палубе располагается 27 кресел экономического класса. На нижней палубе полностью экономический класс – 483 кресла.

По словам представителя "России", свой первый коммерческий рейс борт EI-XLD совершит 11 сентября.

Новый самолет "России" стал первым Boeing 747, поставленным через компанию "ВЭБ-лизинг": ранее самолеты этого типа авиакомпания получала через "Сбербанк Лизинг". Борт EI-XLD ранее эксплуатировался в авиакомпании "Трансаэро". Примечательно, что в парке этого ушедшего с рынка российского перевозчика тоже был самолет Boeing 747 с похожей мордой амурского тигра, но это была другая машина — EI-XLN. Оба проекта проводились совместно с Центром "Амурский тигр" — организации, созданной в 2013 г. по инициативе Президента РФ Владимира Путина.

В ближайшее время "Россия" получит через "ВЭБ-лизинг" три узкофюзеляжных самолета Boeing 737, которые также раньше летали в "Трансаэро", рассказал представитель авиакомпании.

Сейчас в парке авиакомпании "Россия" помимо шести Boeing 747 находятся 32 самолета семейства Airbus А320, 15 Boeing 737 и четыре Boeing 777.

Российская компания Heliatica, которая занимается поставкой вертолетных аксессуаров и услуг, объявила на JetExpo 2016 о вступлении в партнерство с одним из крупнейших мировых брокеров ресурсных самолетов и вертолетов — компанией Avinco.

Как рассказала ATO.ru генеральный директор Heliatica Татьяна Душенкова, партнерство предусматривает ведение общей базы клиентов и совместную продажу эксклюзивных моделей вертолетной техники. Последнее означает, что предложения о продаже вертолетов будут одновременно появляться как у российской компании, так и у Avinco.

Heliatica уже разместила у себя на сайте несколько совместных с Avinco объявлений. При этом на странице российской компании цены на эти вертолеты уже пересчитаны в рубли с учетом их доставки в нашу страну и доработки под местные стандарты, подчеркнула г-жа Душенкова. Heliatica также готова предложить в случае необходимости услуги по сертификации дополнительного оборудования приобретенной машины, объяснила она.

Компания Avinco была основана в Дублине в 2003 г. Сегодня ее штаб-квартира находится в Монако, а офисы расположены в Сингапуре, Москве, Далласе и Дубае. Стоит отметить, что именно этой международной компании ремаркетинг своих узкофюзеляжных самолетов доверил крупнейший российский перевозчик — "Аэрофлот".

На выставке JetExpo 2016 впервые демонстрируется бизнес-версия российского регионального самолета Sukhoi Business Jet (SBJ), эксплуатируемая в МЧС России. Воздушное судно с бортовым номером RA-89067 рассчитано на перевозку 19 пасс. в салоне повышенной комфортности. Его элементы разработаны российской компанией "ВЕМИНА Авиапрестиж"; кастомизация осуществлялась на базе производителя "Гражданские Самолеты Сухого" (ГСС) в подмосковском Жуковском.

Компоновка бизне-джета включает две рабочие зоны для проведения совещаний и каюту главного пассажира, а также переднюю и заднюю сервисные зоны. При необходимости салон может быть конвертирован: в нем допускается установка медицинских модулей для оказания пострадавшим помощи непосредственно во время полета.

Всего в МЧС получило два SBJ c дальностью полета до 4100 км. Среди других заказчиков VIP-версии самолета деловой оператор "РусДжет", СЛО "Россия" и один иностранный клиент — Королевские ВВС Таиланда. Как рассказали в ГСС, в 2016 г. планируется сертифицировать версию SBJ с дополнительными баками для увеличения дальности полета до 6000 км.